| |||
Предисловие издания 1916 года. |
Ввиду важности переживаемого нашей родиной военноисторического времени далеко не излишне познакомиться с прибавлением к "Пространному Христианскому Катехизису Кафолической Восточной ГрекоРоссийской Церкви", изданному Московской Синодальной типографией в 1829 году с прибавлением, заключающим в себе "изречения Священного Писания с размышлениями, для употребления в военных училищах", и имеющим поэтому несомненный интерес. Изданный более 85 лет тому назад названный труд приснопамятного и богомудрого Московского святителя митрополита Филарета составляет теперь, конечно, большую книжную редкость. А потому и все, что в нем заключается, невольно приковывает к себе благоговейное внимание читателя и заслуживает того, чтобы остановиться на самых частностях этого знаменитого труда, хотя бы они были помещены там в виде прибавлений или примечаний. Из сделанного митрополитом Филаретом прибавления к Катехизису видно, как сей заботливый и мудрый святитель на основании Священного Писания предписывал воинам держать и вести себя вообще, а на поле битвы лицом к лицу с неприятелем, в частности.
Этот драгоценный завет великого святителя нашему христолюбивому воинству названное прибавление к "Пространному Катехизису" митрополита Филарета, изданному Московской Синодальной типографией в 1829 году, оканчивается примечанием для законоучителя следующего содержания: "По сему примеру, смотря по надобности и насколько время позволит, может законоучитель предлагать учащимся и другие места Священного Писания с изъяснением и с размышлениями, приспособленными к настоящему состоянию учащихся и к будущему их назначению". Руководствуясь этим примечанием, мы позволяем себе дополнить прибавление к Катехизису митрополита Филарета некоторыми замечательными по глубине мысли извлечениями из проповедей самого приснопамятного святителя извлечениями, относящимися к вопросу о войне и воинском звании и более подробно раскрывающими краткую речь Катехизиса. Извлечения эти напечатаны здесь более мелким шрифтом и помещены непосредственно за теми главами Катехизиса, дополнением которых они служат. Переходим к самому прибавлению к Катехизису, как оно изложено у великого святителя Московского. Следует оно сразу же после заключения к Катехизису, содержащего в себе, как и прочие издания, употребление учения о вере и благочестии, и состоит, как значится в подлиннике, по порядку изложения в следующем. Большинство слов и речей митрополита Филарета, выдержки из которых здесь помещены, произнесены во время Севастопольской кампании. |
"Катехизис для воинов" |
I. Краткая наука нравственности для воинов
Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им; никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3: 14). Вопрос. По какому случаю воины имели с Иоанном Крестителем этот разговор? Ответ. Когда Иоанн Креститель, обличая во грехах приходивших к нему разного звания людей, называл их порождениями ехидниными и требовал от них плодов, достойных покаяния, т.е. исправления жизни, то.гда и весь народ, а в особенности воины, спрашивали его, что им делать для спасения душ своих. Вопрос. Из каких слов Иоанна Крестителя можно вывести заключение о звании воинов вообще? Ответ. Из тех, в которых он звание воинов одобряет и почитает так же, как и другие звания, способствующие благочестию, добродетели и спасению души, ибо не советует воинам выходить из своего звания. Вопрос. Какие из слов Иоанна Крестителя можно заимствовать как особенные наставления для воинов? Ответ. Те, в которых ясно излагаются три особенных нравственных правила для воинов: 1) никого не обижайте, т.е. не поступайте ни с кем нагло и насильственно; 2) не клевещите, т.е. когда, например, находясь на страже, должны будете свидетельствовать о том, что случилось во время стражи, на глазах ваших; 3) довольствуйтесь своим жалованьем, т.е. содержанием, какое вам определено должностью и какое на вас возложено званием, в какое вы поставлены. Перед лицом Бога мира, видя собрание сынов брани, что помыслит, что скажет Церковь, служительница Бога мира? Не будем ли тем сильнее вопиять к Богу о мире, чем явственнее напоминает о брани это множество воинов, испытанных в искусстве брани и среди мира и отдыха к брани готовых? Когда, наконец, по пророчеству, перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать? (Ис. 2: 4). И кому не приятен, кому не желателен мир, не исключая и сынов брани? Однако Господь, называемый Богом мира (Рим. 15: 33), не называет ли Себя также и Бог воинств? (1 Цар. 17: 45). Не Бог ли научает руки верных Своих на ополчение, персты... на брань? (Пс. 143: 1). Авраам, образец кроткой веры, не воевал ли за своих родных и за союзных царей? Не войной ли, по повелению Божию, народ Божий приобрел землю обетованную? Не Ангел ли Божий соделал гумно Гедеона военноучебным поприщем и сильным небесным словом образовал его для победы над Мадианитянами? Дух Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его, не управлял ли рукою его не только тогда, когда он извлекал из десятиструнной псалтири пророчественные звуки, но и тогда, когда он победоносно стрелял в Голиафа, хотя и не из лука стрелою, а камнем из пращи? Равноапостольный царь Константин для чего первее всего употребил Крест Христов, только что им познанный? Для братии и победы. Итак, Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большей частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы победитель не позволял заржаветь своему оружию. Итак, православные воины, словом Давидовым говорит вам Святая Церковь, приглашая в то же время и вас говорить с нею: Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани (Пс. 143: 1). С утешением видим вас, идущих на защиту Отечества. Исполняйте священный долг, и тем лучше исполняйте, что на этот подвиг вас призвала свободно ваша добрая воля и любовь к Отечеству. Тем паче благословит вас Бог, любящий добровольные жертвы, тем более признательно будет вам Отечество, если подвиг, так ревностно начатый, столь же ревностно продолжите и совершите. Если бы на какой дом напали разбойники, кто из семейства, имея силу и возможность, не восстал бы на защиту себя, своих близких и общего достояния? Не с большим ли самопожертвованием должно восстать против врагов, которые на великий дом наш, на Россию, напали без правды и, нарушив законы честной войны, позволяют себе разбойнические хищения и опустошения? Некогда, во время нападения иноплеменников на землю народа Божия, Иессей трех старших сынов своих послал на брань за Отечество; а младшего Давида посылал потом доставлять им пищу в походе, и этот носитель пищи сделался внезапным воином и победителем врагов. Как праведные жертвуют Отечеству тем, что имеют любезнейшего, так и праведный Бог дает благородному самопожертвованию дивную помощь и силу. Братия, по вере и вы народ Божий, продолжайте и подвигами являть в себе на род Божий. Для такого народа не оскудеет дивная помощь Божия. II. Побуждение воинам жить по заповедям Божиим Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то... будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча (Лев. 26: 3, 78). Вопрос. Что содержится в этих словах? Ответ. Бог обещает сделать избранный народ Свой победоносным в награду за исполнение заповедей Своих. Вопрос. Какое из этого наставление для воина? Ответ. Воин должен жить по заповедям Божиим, чтобы благовременно* приобрести благословение и помощь Божию ко времени брани. Некогда в Иерусалиме одни и те же люди в одно и то же время должны были и строить городские стены, и ежеминутно быть готовыми отразить врагов: одною рукою производили работу, а другою держали копье (Неем. 4: 17). И такой сугубо тяжкий подвиг перенесла и совершила любовь к отечественному граду. Вы можете обеими руками безопасно, безпрепятственно делать предоставленное вам дело поселянина или гражданина. Делайте мирное дело ваше спокойно, трудолюбиво, честно, для довольства и блага вашей собственной жизни, но не забывайте и вашего меча, который может еще понадобиться Отечеству. Дух порядка, совершенного повиновения, точности в исполнении должного, который составляет одно из отличительных достоинств военного звания, сохраняйте и в гражданском положении вашем, и легким способом доброго примера простирайте его на других. Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества. III. Важность молитвы для воинов И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик (Исх. 17: 11). Вопрос. О каком событии говорится в этом изречении? Ответ. Амаликитяне напали в пустыне на Израильтян, утомившихся в пути своем. Моисей послал воинов Израильских под предводительством Иисуса Навина отразить нападение, а сам пошел на гору молиться с воздеянием* рук. Когда утомленные руки его опускались и он ослабевал в молитве, тогда победа склонялась на сторону врагов, но когда он с новой силой возобновлял молитву, одерживали верх Израильтяне, пока, наконец, они не одержали совершенную победу. Вопрос. Какое из этого примера можно извлечь наставление для воинов? Ответ. Воин, идя против врагов, должен молиться и молитвой подкреплять свое мужество. Но для достижения успеха в сражении важны молитвенные подвиги и тех, кто не призван в воинский стан и безоружен. Как это? Вникните и поймете. Если во время войны по этому, собственно, случаю и предмету требуется молитва, то, конечно, предполагается, что молитва для войны может быть полезна. Но известно, что не всякая молитва равно действенна. Итак, если наша молитва о подвизающихся на брани братьях наших единодушна, усердна, крепка, чиста, достойна, то она способна более или менее споспешествовать им в приобретении вернейшего залога побед, Божия благословения и помощи. Так, подвизаясь в молитве, мы становимся действительными духовными сподвижниками подвижников брани. Но если наша о них молитва не единодушна, не усердна, не крепка, не чиста, не достойна, то из-за этих недостатков она будет лишена действия, и мы лишим подвизающихся за нас братии наших некоторой доли споспешествования*, которую могли и должны были доставить им. Если же и совсем уклоняемся от молитвы за них, то уподобляемся малодушным воинам, бегущим с поля битвы, которые и мужественных смущают и затрудняют. Говоря это, нимало не уменьшаем значения ни самостоятельности, ни естественных сил и способности, ни важности воинских дарований, искусства, ревности. Отдадим справедливость верности, благородству, искусству, мужеству наших вождей и воинов, но если молитва, Божие благословение и Божия помощь также не являются словами без значения, то Церковь и народ, молящиеся за воинство, это немаловажный для воинства подкрепительный, а может быть, пред очами духа, и предваряющий победу отряд, что зависит от силы и достоинства молитвы. Чтобы сказанное не показалось игрой умозаключений, обратимся к слову Божественному. Сам Бог рек устами Пророка; О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их (Пс. 80: 1415). Речь идет здесь о легкой и верной победе над врагами. Такую победу Бог приписывает Себе, т.е. Своему благословению и Своей невидимой или, когда нужно, и видимой чудесной помощи, ниспосылаемой избранному народу. Помощь же даруется не просто, не в произвольное отличие избранному народу, но под определенным условием, нравственным и духовным: ...если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями. Израиль мог иметь воинов, оружие, вождей, обилие силы, искусства, очень хорошо, но это еще не все. Враги его могли быть более многочисленны, более искусны, хитры, дерзки, не беда. Особенно важно то, чтобы он слушал Бога, чтобы ходил путями Господними. Веруй, Израиль, в Бога, молись Ему, слушай слово Его, поступай по заповедям Его; справедливо, благонравно, человеколюбиво; если согрешил, не медли покаяться и исправиться; надейся не на себя, но на Бога, и Он готов скоро смирить врагов твоих, даровать тебе легкую и верную над ними победу. Какими ясными, какими разительными опытами познал Израиль Божественную судьбу браней! Иисус Навин сражается с Амаликитянами, а Моисей на горе молится. Крепче молится Моисей, крепче ратует*'' Израиль и одолевает Амаликитян. Моисей изнемогает в молитве, Израильтяне изнемогают в битве, и победа склоняется на сторону Амаликитян: И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик (Исх. 17: 11). Во знамение* особенной силы молитвы общественной Аарон и Ор поддерживали поднятые в молитве руки Моисея; И низложил Иисус Амалика и народ его (Исх. 17: 13). В другое время Иисус Навин сражается с пятью царями, и союзное с ним небо бросает на его врагов каменный град, а он, по необычайной надежде на Бога, воззвал к Господу и собственным повелением остановил солнце, чтобы иметь время засветло довершить свою победу (Нав. 10: 12). Времена судей Израилевых представляют целый ряд происшествий, в которых открывается одна и та же судьба. И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа... и Он предал их в руки врагов. Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Йэраилевым (Суд. 3: 79). Здесь видно, между прочим, и то, каким образом достается иногда победа и не чтущим Бога. Она не им, собственно, дается, а отъемлется у сотворивших злое перед Господом и заслуживших наказание и упадает в руки народов, служащих орудием наказания до тех пор, пока вновь не будет возвращена принявшим наказание и исправление. Так, Израильтяне идолопоклонствуют, и их разоряют Мадианитяне. Но Гедеон, побуждаемый Ангелом, заменяет жертвенник Ваалов алтарем истинного Бога, и вслед за тем с тремястами безоружных одним ночным военным кличем: "Меч Господа и Гедеона!" производит в стане Мадианитян смятение и междоусобие, вследствие которого уже не нужно сражаться, а только преследовать и истреблять неприятельское войско. Кто не знает Давида и его пастушеской пращи, которая против Голиафа и Филистимлян была победоноснее войска и военных орудий? СИЛА была не в праще и камне, но в имени Господа Саваофа, Бога, которым вооружен был Давид (1 Цар. 17: 45). Была и такая война, в которой главное сражение, решившее судьбу ее, дано было на словах, и в которой несправедливо нападающий враг был возвращен тою же дорогою, которою пришел (4 Цар. 19: 33), без оружия и ратоборства со стороны потерпевшего нападение. Сеннахирим, царь Ассирийский, напал на Иудею; взял крепости и. не встретив своему войску препятствий, дошел даже до Иерусалима. Иудейский царь Езекия уже признал свое безсилие и умилостивлял победителя данью. Но Сеннахирим домогался совершенного порабощения Иудеев и, чтобы низвести до последней степени упадок духа их, вздумал поколебать их надежду на Бога и для того словесно и письменно пустил в Иерусалим стрелы богохуления: Пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь (4 Цар. 19: 10). Езекия понял, что война переносится с земли на небо, и в храме перед Богом, развернув богохульное рукописание, молился и говорил: Открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Свннахирима, который послал поносить (Тебя), Бога живаго! (4 Цар. 19: 16). Бог ответствовал через пророка Исаию, что Сам будет охранять Иерусалим: И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч (4 Цар. 19; 35). IV. Верность и подчиненность воина Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1 Пет. 2: 1314). Никакой воин да не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику (2 Тим. 2: 4). Вопрос. О чем говорится в этих двух изречениях? Ответ. В первом говорится о подчиненности начальствующим во всяком звании, а во втором о подчиненности начальствующим, особенно, в звании военном. Вопрос. Что должно отметить, говоря о важности подчиненности? Ответ. То, что слово апостольское повелевает соблюдать подчиненность, Господа ради. Следовательно, кто нарушает подчиненность, а еще более нарушает верность, тот не только нарушает порядок общества человеческого, но именно нарушает волю Божию и является мятежником против Бога. Вопрос. Что должно отметить, говоря о подчиненности в военном звании? Ответ. Слово апостольское представляет подчиненность воина в большей строгости, нежели прочих членов общества, ибо для воина, из повиновения к военачальнику, непозволительными признаются некоторые и такие дела, которые прочим гражданам дозволены. Вопрос. Почему подчиненность воина должна быть особенно точная и строгая? Ответ. Потому что непослушание воина может быть особенно вредно не только для целого войска, но и для государства. Посвятить себя подвигам за Отечество на жизнь и на смерть, какое прекрасное, возвышенное призвание! Если приятен подвиг по воле отца, и тем более приятен, чем более дает упражнения сыновней преданности в преодолении трудностей, как должен быть радостен подвиг по воле Отца миллионов народа! И не тем ли более радостен, чем более соединен с самопожертвованием? Если приятно бодрствовать и трудиться для блага и спокойствия семейства, как должно быть вожделенно стоять на страже и в подвиге для спокойствия и безопасности Отечества! Земная жизнь дается человекам на время, и у многих время берет ее обратно даром. Какое же преимущество обратить жизнь свою в талант для приобретения Родине спокойствия, победы, славы, сделать жизнь свою священной жертвой верности и любви к Отечеству, приблизиться через самопожертвование к высшей степени святой любви, по суду Самого Небесного Судии: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Если душе свойственно получать сильнейшее движение к добру, когда к повелительному голосу долга присоединяется ласково убеждающий голос сердечного чувства, то не возвышается ли в вас, особенно ныне, этот голос? Не получают ли новую силу благородные движения сердец ваших? Чем торжественнее является вам благоволение Отечества, тем пламеннее должна быть ваша ревность служить ему и готовность к самопожертвованию за него. Чем величественнее воздает Родина честь вашему званию, тем бдительнее должны вы хранить честь вашего звания повсюду: в битве, в походе, в городе мирного пребывания, в жизни военной и в жизни нравственной. Честь воина не в одной пылкой храбрости, но также и в строгом повиновении начальству, в единодушии с соратниками, в непоколебимой стойкости, в недремлющей осторожности от нападающего с оружием и от подкрадывающегося со смертоносным словом, в кротости к безоружным, в уважении собственности, даже неприятельской, в умеренности, довольной, как учил Иоанн Креститель, своим жалованьем. Высшая же сила воина в вере и уповании на Господа сил. V. Правило для похода Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого (Втор. 23: 9). Вопрос. Какое в этих словах наставление для воина? Ответ. То, что во время похода он должен особенно тщательно удаляться от всякого беззаконного и безчестного дела, как для того, чтобы порочными и неправедными делами не лишиться благоволения Божия и невидимой защиты на брани, так и для того, чтобы, если суждено ему окончить жизнь в военном подвиге, с мирной и чистой совестью предстать на суд Божий и несомненно получить венец правды. Защитнице наш, виждъ, Боже, и призри на лице Христа Твоего (Пс. 83; 10). Яво се, врази Твои возшумеша, и ненавидящий Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя (Пс. 82: 34). Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе (Пс. 20: 9). Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего (Пс. 78: 9). Вы понимаете, что я говорю о настоящем положении дел словами древнего народа Божия. Счастливо это для нас, что самые обстоятельства ставят нас в положение народа Божия против врагов Божиих. Враги наши это враги Креста Христова. Следовательно, мы можем просить у Бога защиты и победы не только для себя, но и для славы имени Христова. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имвне Твоего! Надобно только, чтобы мы, приступая с этой молитвой к Богу, представлялись Ему в чертах истинного народа Божия, которыми являются: чистая вера в Бога, крепкая надежда на Бога, нелицемерная любовь к Богу и ближнему, верность заповедям Божиим, преданность власти, сущей от Бога, любовь к православному Отечеству, возведенная до степени, указанной Христовым словом: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15; 13). Мыслью о народе Божием возбуждается и та мысль, что мы уже не ветхий народ Божий. Не нам речено: око за око и зуб за зуб (Мф. 5: 38). Мы признаны были новым народом Божиим, и нам дана новая заповедь (Ин. 13: 34), новый закон любви и мира. При самом рождении Царя нового народа Божия, Иисуса Христа, небеса возвестили земле мир. И когда Он посылал Своих посланников приглашать в Свое подданство, или, еще более, в чада Своего царства, тогда Он повелел подавать всякому дому и всякому граду мир. И когда Он шел на вольную, спасительную смерть, Он оставил Своему царству как всеобщее наследие мир. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14: 27). Мир Христов не должен ли быть сильнее брани человеческой? И почему же Он не уничтожил брань? Почему она поднимает голову и против сынов царствия Христова и даже восстанавливает христиан против христиан? Разумевающий да разумеет. Небо, конечно, не обмануло земли, возвещая ей мир вместе с пришествием Христовым. И Христос Господь, даровав Своему царству мир, конечно, не взял его обратно. И мир Божий, который превыше всякого ума, как облако света сверхчувственного, носится над землей и готов осенить всякую душу и все души, искренно желающие принять его, и действительно их осеняет, и исполняет*, и соблюдает (Флп. 4: 7), и никто не может похитить у них этого внутреннего мира. Он готов через них ниспуститься и во внешний мир, осенить и внешнюю жизнь, исполнить Собой и домы, и грады, и царства, и прогнать с лица земли всякую брань. Но беда в том, что слишком много людей, которые не приемлют Христа и, следовательно, мира Его; и, что еще горестнее, есть люди, которые приближаются ко Христу устами, сердцем же своим и жизнью своей далеко отстоят от Него и, следовательно, от мира Его. И оттого, к стыду христианства и человечества, есть люди, которые, именуясь христианами, идут содействовать исступленным и безчеловечным врагам имени Христова в то самое время, когда их исступление особенно возбуждено против христианства и человечества. Что убо речвм к сим? Да поощряем ревность нашу быть верными Христу жизнью и делами и вследствие этого духовная победа, уже победившая мир, вера наша (1 Ин. 5:4), не преминет принести нам и видимую над врагами победу и победоносный мир. Подобно как новому народу Божию, христианам, обещан и дарован от Бога и Христа мир, обещано было и древнему народу Божию, Израильтянам, спокойное обладание землей обетованной, через изгнание из нее или истребление языческих враждебных народов. И такое обетование исполнилось, но не вполне. После чудесных побед, одержанных Иисусом Навином над племенами Хананейскими, после занятия народом Израильским земли обетованной, казалось, уже нетрудно было совсем очистить ее от язычников. Но после того, как совершено трудное, не довершено нетрудное: И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса. Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним (Суд. 2: 23; 3: 4). Что это значит? Объяснил это опыт. Когда Израильтяне пребывали верны Богу и заповедям Его, тогда Он даровал им победы над язычниками и тем утверждал народ Свой в вере. Но когда Израильтяне поддавались прельщениям язычников и подражали их суете, роскоши, порокам, наконец, идолопоклонству, тогда сила Божия скрывалась от народа Божия; язычники усиливались, и народ Божий скорбями и страданиями побуждаем был, посредством покаяния и обращения к Богу, возвращать себе Его благодать и помощь, а с ней победу, мир и благоденствие. Прошедшее это добрый советник настоящему и будущему, если мы умеем хорошо понимать его. Назидательным опытом древнего Израиля воспользуйся благовременно и предусмотрительно, новый благодатный Израиль. Подвизайся непрерывно быть деятельно верным Богу и Его заповедям. Остерегайся, чтобы не расслаблять и не порабощать своего духа прелестями суеты, роскоши, не управляемых рассудком чувственных наслаждений, обаятельных зрелищ, безполезных и заразительных чтений, наконец, и прелестью мнимой любознательности, думающей о себе более, нежели должно думать (Рим. 12: 3), легко превращающейся в предосудительное любопытство и опасную пытливость. Ибо такие занятия и забавы не только ниже достоинства христианского, но частично действительно проистекают из мутного источника языческих преданий и проникнуты языческим духом. Если же в чем находим себя уклонившимися от бдительной осторожности в соблюдении спасительных заповедей, да не умедлим покаянием и лучшими прежних намерениями и делами возвратиться к ним, преискренне приближаться к Богу и положить сердца наши в силу Его (Пс. 47: 14). И да узрит Господь, яко послушахом заповедей Его, и, таким образом, о Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам (Пс. 59: 14) враги видимые и невидимые. Особенно не забывайте, что добрый воин должен быть добр воин Иисус Христов (2 Тим. 2: 3). Надобно ли в подтверждение этого вновь напоминать вам о древних победоносцах и уверять вас апостольским словом, что они верою побеждали царства? (Евр. 11: 33). Вы это ближе и проще знаете из деяний наших предков, наших царей, наших избранных вождей. Тот истинно воин непобедим, которому венец мученичества за веру и Отечество так же любезен, как и венец победы. Тот лучший слуга и надежнейший защитник Отечества, кто в верном Богу сердце, в чистой совести носит верную надежду Отечества небесного. VI. Верное средство против сильнейшего неприятеля Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя (по численности), то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой (Втор. 20: 1). Вопрос. Чему учит это изречение? Ответ. Тому, что верное средство против сильнейшего неприятеля твердая и несомненная надежда на Бога. Если, по судьбам Божиим, вам должно стать против врага, вы помышляйте, что сражаетесь за любезное Отечество, за Святую Церковь против не христиан, против гонителей христианства, против утесняющих народы, нам единоверные и частично соплеменные, против оскорбителей святыни поклоняемых мест Рождества, Страдания и Воскресения Христова. При этих особенных условиях, благословение и слава побеждающим, благословение и блаженство приносящим в жертву жизнь свою с верой в Бога, с любовью к Отечеству. Сказано в Священном Писании о древних подвижниках за Отечество: Верою побеждали царства (Евр. И: 33). Верою победоносны будете и вы. Для этого и напутствуем вас молитвой и знамениями веры. Древний крепкий молитвенник за Россию, преподобный отец наш Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец, благословил некогда победоносную брань против утеснителей России. Его образ ходил при полках наших при царе Алексее, при Петре I и, наконец, при Александре I во время великой брани против двунадесяти народов. Образ преподобного Сергия сопутствует и вам, как знамение споспешествующих, охраняющих, сильных перед Богом молитв его за вас. Возьмите также и имейте с собой военное и победоносное слово царя и пророка Давида: О Бозе спасете мое и слава моя (Пс. 61: 8). |
Заключение |
Странствующему Израилю нужно было воинское устройство, потому что и на пути встречал он врагов и обетованную землю должен был приобрести оружием. Поэтомуто, когда скинию свидения*1 вместе со всем станом поднимали в поход, Моисей произносил воинскую молитву: Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои (Чис. 10: 35). Перед существенной*2 святыней этого храма, перед Кивотом Завета*'' Божия, шел Израиль на брань против Мадианитян и истребил их всех, не потеряв ни одного воина. Перед этой же святыней храма иссяк Иордан, чтобы открыть путь Израилю, идущему завоевать обетованную землю. Перед этой святыней храма пали стены осажденного Иерихона и тридцать царей Палестинских. Так было, когда Израиль был верен святыне Господней.
Извлечем из этих древних законодательных распоряжений и последовавших за ними деяний и событий мысли и правила, которые в них заключены и которые нам теперь надобны. Воин и воинство у народа Божия получали образование и руководство покровительством и мановениями Божиими. Скиния свидения, или походный храм воинствующего Израиля, есть устроение Божие и Христово. Этот храм, поставленный среди полков воинствующего Израиля, тем самым говорил воину: ты должен быть защитником твоего правительства, народа, Отечества и вместе с тем защитником Веры и Церкви. Кивот Завета Божия сопутствовал Израилю в его воинских движениях и чудесными знамениями споспешествовал его победам, и ты должен полагать для себя твердейшую опору и надежнейшую защиту в Вере, Церкви и ее святынях. Не приятно ли будет воинствующему россиянину из этого усмотреть, что он ходит в непреложных пределах отцов, что держит от глубокой и священной древности по праву наследованное предание, когда имеет, чтит и усердно посещает храм Божий среди своих полков и военных учреждений, когда ходит на брань под освященным Церковью знаменем, под осенением Животворящего Креста Христова, когда предмет и цель своего звания определяет обязанностью подвизаться за Веру, народ и Отечество, когда в основание своего мужества, побед и непобедимости полагает Веру и упование на Бога? И для невоинствующих сынов Отечества не утешительно ли знать, что звание, предназначенное стоять на страже государственной безопасности, обеспечивая эту безопасность мужеством, верностью и воинским образованием, имеет глубочайшее основание твердости и безопасности для себя и для нас, по обнадеживающему образу древнего народа Божия, в Вере и уповании на Бога и, соответственно Вере и упованию, во всемогущем покровительстве Провидения Божия? Бог мира (Евр. 13: 20) и Господь сил (Пс. 45: 12). Бог мира, по существу. Господь крепкий и сильный. Господь, сильный в брани (Пс. 23: 8), для низложения восстающих против мира Твоего. Благослови люди Твоя миром и, если еще не поздно взывать к Твоему непобедимому долготерпению, устрой и продли мир мира. Но да не возникнут и да не возмогут сынове вражды и беззакония, даждь и еще крепость людем Своим (Пс. 28: 11), якоже древле избранному Твоему народу, якоже отцем нашим; да и продолжит Дух Твой ходить в полках (Суд. 13: 25) наших; да ополчаются сынове России пред Тобою, Господи, взывая к Тебе Верой, молитвой, упованием, да ходят пред лицем Твоим, в свете Твоих повелений и Твоего закона (Пс. 26: 3). |